Как отличить картину маслом от печати на холсте

С вопросом как отличить печать от настоящей картины к нам периодически обращаются, поэтому ещё раз решили подробно ответить.
Статья посвященна именно копиям картин, что касается авторской живописи, это отдельная тема. Также дадим несколько советов по выбору художника.
Под печатью имеется ввиду «принт», «жикле» и так называемая «смешанная техника», когда по печати проходятся масляной краской имитируя настоящую живопись. Такая проблема возникает, когда не добросовестные продавцы пытаются продать такую имитацию живописи как настоящую, ручной работы. Пришлось и нам столкнутся с таким явлением, нас пригласил владелец галереи с которой мы много лет сотрудничаем, в качестве экспертов, определить настоящая живопись или подкрашенные принты. Картины в галерею сдал художник. Сразу скажем, что картины оказались подкрашенными принтами. Это подтвердили и другие приглашённые художники. Такое явление существует, оно не ново, и сто лет назад было. Например, это «Венки», название происходит по месту создания, а именно в городе Вена. Изображение с помощью печати переносили на холст, далее её подкрашивали маслянными красками и продавали. В нашей реставрационной практике такое было, принесли картину на реставрацию, конец 19 века, изображение под толстым слоем пожелтевшего лака, старинная рама и т.д. В процессе реставрации выяснилось, что картина типа «Венка», изображение нанесено на бумагу, приклеено к холсту и поверх прошлись масляными красками. Заказчик планировал после реставрации продать картину, но после такого известия, стало понятно, что такое вряд ли возможно. Это пример того, что напечатаная картина, пусть и подрашеная сто лет назад и по прошествии времени особой ценности не имеет.
Заметим, когда принт подкрашен краской на холсте, с имитирована живопись, неискушённому покупателю бывает в этом достаточно сложно разобраться. Здесь нужна помощь профессионала. Но есть и прямо указывающие признаки что это имитация ручной работы, печать на холсте. 
Первое, что можно отметить это низкая стоимость. Опять же из нашей практики как пример, обращаются с заказом написать копию картины Э.Лиотара «Шоколадница». На картине изображена девушка с подносом, оригинал написан художником-академиком, виртуозом живописи. Произведение отличается фотографичностью исполнения деталей, уже при жизни автора была признана шедевром. Как минимум чтобы повторить такую копию, необходимо иметь академическое образование, умение писать портрет, уметь художественно написать детали, передать материальность предметов. Художник с такими навыками писать за спасибо не будет. Была озвученна стоимость копии, заказчик посчитал нашу работу слишком дорогой и заказал за 6 тыч.рубл., в другом месте. Понятно что это будет имитация живописи, к такой работе не приглашают профессиональных художников, от сюда такая низкая цена. Когда мы говорим о низкой стоимости картины, речь идёт прежде всего о достаточно сложных в исполнении и многофигурных композициях, там где от художника требуется высокий уровень образования, многолетний опыт работы, навыки копийной работы, опыт работы в музее. Труд такого художника стоит достаточно дорого, дефицита в заказчиках как правило не имеет. Поэтому распечать и пройтись краской по поверхности и за недорого продать, единственный выход таких продавцов. Низкая цена это также показатель уровня профессионализма художника. 

Копия картины "Шоколадница" Жан-Этьен Лиотар
Копия картины «Шоколадница», выполненная профессиональным художником

Копия выполненна художником-любителем

Также чтобы написать хорошую копию картины, всё таки необходимо иметь возможность время от времени посещать музеи, собирать материал, изучать картины в оригинале. Всё это требует времени и усилий, расходов, что тоже отражается на стоимости. 

"Охотники на привале" Русский музей

Второе это быстрые сроки написания. Распечатали картину, натянули на подрамник, прошлись кое-где краской, подсушили, покрыли лаком, «шедевр» готов, по срокам это неделя-две максимум. Тогда, как только подготовка основы под живопись художником самостоятельно, может занять недели две. Это и выбор холста, и заказ подрамника, проклейка, грунтовка, шлифовка всё это требует времени и затрат. Далее картина пишется по этапно, между этапами картине необходимо давать просохнуть, т.е. это достаточно длительная по времени работа.

Ещё один косвенный признак это использование для имитации, в основном фабричных холстов. Хотя и художники их тоже используют, чтобы с экономить время. Подготовка основы под живопись, затратна по времени. Но если художник сам готовит холст, на кромках отсутствует грунт. 
Ещё ряд косвенных признаков, ровный красочный слой на поверхности картины, отсутствие узелков на холсте. Теоретически возможно, но не которые художники действительно пишут и на очень гладких холстах и красочный слой у них ровный. И нашу живопись рассматривали под лупой.
Как себя обезопасить в таком случае? 
Мы уже давали советы что нужно делать, в предыдущих статьях, но ещё раз повторим: Обратие внимание на сроки и цену. 
А также: 1 — Смотрите портфолио выполненных работ. Если у художнику нечего показать из выполненных копий, странно к нему обращаться. Обратите внимание, может художник у других позаимствовал фото работ, такое тоже бывает. Например мы показываем фото выполненных картин в интерьере своей мастерской. 

Копия картины "Ученый, затачивающий перо" Gerrit Dou
Копия картины «Ученый, затачивающий перо» Gerrit Dou, в интерьере мастерской

Копия картины Emilie Preyer "Still life with peaches and grapes" Gerrit Dou, в интерьере мастерской
Копия картины Emilie Preyer «Still life with peaches and grapes» Gerrit Dou, в интерьере мастерской

Копия картины Skiff (La Yole) The Seine at Asnieres Gerrit Dou, в интерьере мастерской
Копия картины Skiff (La Yole) The Seine at Asnieres Gerrit Dou, в интерьере мастерской

«Цветы в вазе на мраморном столе» Симон Сен-Жан
«Цветы в вазе на мраморном столе» Симон Сен-Жан в интерьере мастерской

2- Обязательно обговорите возможность показать по этапность в процессе работы (выслать фото и т.д.). Чтобы было понимание, что картина пишется в ручную. Первый этап-рисунок переносится на холст, второй-раскрытие локальных цветовых отношений на холсте, третье-уточнение по цвету, деталям и т.д., в завершение обобщение, точная проработка деталей. При таких требованиях, заморачиваться с печатью и имитацией бессмысленно. Если вам говорят, «ну я такое не практикую», «это вообще секрет как я пишу» и т.д., есть повод задуматься.

3-Возможность посетить мастерскую, посмотреть картины в работе, пообщаться с художником. Убедиться на месте, что картины пишутся художником.

Копия картины Шишкина «Дубовая роща» в интерьере Копирование картины Тьеполо "Кориолан под стенами Рима" из коллекции музея Эрмитаж.

4-Из своего опыта можем сказать, авторитет и репутация художника нарабатывается годами, в том числе и сотрудничеством с художественными салонами и галереями, участием в выставках, если это подтверждено каким-то фото материалом, видео и т.д., таким художникам можно доверять. Например: Наши картины в галереях Санкт-Петербурга.

Копия картины «Портрет графа И. И. Воронцова-Дашкова» в интерьере музея «Нарвская застава»

Наши картины в галерее "Контур"( г.Санкт-Петербург)
Наши картины в галерее «Контур»(г.Санкт-Петербург)

"Ветка со сливами" копии картин в галерее "Палата ремёсел"
«Ветка со сливами» картина в галерее «Палата ремёсел»

Картины на выставка "Антикварный базар".
Наши копии картин на выставке «Антикварный базар».

Если коротко резюмировать, то копию нужно заказывать профессиональному художнику. Профессионализм художника должен быть подтверждён портфолиом выполненных картин, а также в том числе сотрудничеством с художественными галереями и салонами. Это гарантирует, что картина будет написана художником, а не распечатана.